00:54 

Выучить/ Разучить/ Переучиться

my_lost_nebula
Forgive me Father for I have sinned
Наш сознательный разум может внимать только очень маленькое количество информации за раз, а именно семь блоков информации плюс/минус два, неважно откуда идет эта информация: из внешней среды или же это наши мысли. Впервые это предположение высказал и обосновал психолог Георг Миллер в 1956 году.

Ты можешь сам это проверить - возьми 12 цифр в любой последовательности и попытайся за одну минуту запомнить как можно больше цифр по порядку.
Размер этих блоков не фиксирован, они могут быть большими или маленькими.

И все же, хотя наше сознательное может воспринимать за раз так мало информации, наше подсознательное замечает и реагирует на намного большее количество информации. Все, что мы выучили, весь наш прошлый опыт, и все, что мы могли бы заметить в данный момент, но не замечаем. Пример к последнему: скользнув по какому-нибудь прохожему взглядом, через минуту мы и не вспомним, какого цвета была на нем куртка/юбка/ рубашка. Но наше подсознательное это заметило.

Понятие сознательного и подсознательного центрально для НЛП, и очень важно для модели, как мы учим(ся) новому. В рамках НЛП, что-то является сознательным, когда оно (сознательно) осознается непосредственно в данный момент. Как например, это предложение, которое ты сейчас читаешь. И напротив, нечто подсознательное (мы это можем также назвать бессознательным) - это то, что мы не осознаем в данный момент. Это может быть шум на заднем фоне, на который ты до сих пор не обращал внимания, пока не прочитал это предложение. А процесс переработки твоей последней еды в ногти и волосы так скорее всего и останется для тебя бессознательным:)

Мы живем в мире, где полагается, что большинство тех вещей, которые мы делаем, мы делаем сознательно. Тем не менее, большее из того, что мы делаем, и зачастую, делаем отлично - протекает в бессознательном. Это может быть все, от вождения машины до открывания входной двери.

Традиционно считается, что любое обучение проходит через четыре стадии.

Первая стадия - это бессознательная некомпетентность. Ты не умеешь что-то, и ты и не знаешь, что ты этого не знаешь. Ни разу не водя машину, ты и не знаешь, какого это.

И вот ты начинаешь учиться. Ты сразу натыкаешься на свои границы. Ты уже посетил несколько уроков вождения, и теперь обращаешь внимание на каждый поворот руля или нажатие педали. Эта стадия, на которой требуется вся твоя концентрация и всё твоё внимание, называется сознательной некомпетентностью. На этой стадии ты учишь больше всего.

И эта стадия ведет тебя к сознательной компетентности. Ты уже можешь водить машину, но не так, чтобы вести машину, разговаривать по телефону и реагировать на вопросы пассажира одновременно. Ты получил новое умение, но ты еще не овладел им в совершенстве.

Ну и напоследок, наступает стадия бессознательной компетентности. Твой сознательный разум ставит цель и предоставляет бессознательному разуму продолжать путь, освобождая тем самым твое внимание для других вещей.

Если ты делаешь что-то определенным образом в течение долгого времени, это переходит именно в ту четвертую стадию и превращается в привычку. На этом этапе умение стало бессознательным. Однако не все привычки хороши для выполнения какой-либо задачи. Возможно, из-за наших фильтров мы упустили какую-то важную информацию на пути к бессознательной компетентности.

Разучивая и переучиваясь

Давайте вспомним какое-нибудь умение, которое ты хорошо выучил, скажем сам. Например, игра в настольный теннис. Ты играешь хорошо, даже очень хорошо, но определенный удар у тебя никак не получается. И вот ты просишь профессионала помочь тебе овладеть этим приемом. И тут выясняется, что хоть ты и хорошо научился играть, ракетку ты с самого начала неправильно держал.

Чтобы заново научиться держать ракетку, и на этот раз правильно, тебе придется пройти через все стадии обучения начиная со второй - сознательной некомпетентности. Таким образом, ты сначала разучишься владеть ракеткой, перед тем как заново научишься владеть ею профессионально.

Единственная причина применения метода разучивания с последующим переучивание заключается в предоставлении новых вариантов и более эффективных стратегий.

Итак

Четыре стадии обучения
1. Бессознательная некомпетентность
2. Сознательная некомпетентность
3. Сознательная компетентность
4. Бессознательная компетентность

Разучивание - это возврат от стадии 4 к стадии 2
Переучивание - обратное движение от стадии 2 к стадии 4 с большим количеством вариантов в руках.

   

NLP: Here and Now

главная