Добро пожаловать в сообщество, посвященное НЛП.


Немного о себе:
Я познакомилась с НЛП еще лет 6 назад, когда начала двухгодичный курс «Психологическая консультация» и собирала книжки на тему психологии. Уже тогда НЛП показался мне очень интересной областью, но дальше книг дело не пошло, потому что в моем городе не было никого, кто этим занимался бы профессионально. 6 лет спустя судьба свела меня с НЛП еще раз, и на этот раз я решила всеръез им заняться. Сейчас я получаю сертификат по первой ступени НЛП «NLP Practitioner».

Цель этого сообщества – не оказывать помощь другим людям, используя НЛП, хотя если такие случаи тут появятся – я буду только рада. Основная же цель – обмениваться опытом, результатами, техниками. В любой форме. А также предоставить информацию всем тем, кто хочет узнать об НЛП побольше и не знает, с чего начать:)

На этом сообществе лично я буду выкладывать знания и техники, изученные в процессе моего обучения, а также мои собственные впечатления от их применения. К чему и вас призываю. Кому-то некоторые статьи могут показаться неинтересными, потому что он это уже знает. Ну что ж - тогда попрошу поделиться вашим опытом применения этих техник! :)

:white:Итак, ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!:white:
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
02:41 

Некоторые из основополагающих концептов НЛП

my_lost_nebula
Forgive me Father for I have sinned
Каждый человек живет в своей уникальной реальности, построенной на его чувственных ощущениях, воспринимаемых через пять чувств, и индивидуальном жизненном опыте. Мы действуем руководствуясь тем, что, по нашему мнению, является моделью мира.

Фильтры, через которые мы пропускаем наше восприятие всего окружающего, и создают тот вид мира, в котором мы живем.

Очень скупые убеждения, интересы и восприятия делают мир лишенным выразительности, предсказуемым и скучным.

У нас есть много естественных, полезных и необходимых фильтров. Например, язык - это тоже фильтр. Это карта наших мыслей и нашего опыта, которая на целый пласт отделена от настоящего мира. Обыкновенное слово "красота" вызовет у каждого человека разные картинки, ассоциации и воспоминания.

Мир - это не наш опыт, который его описывает. Карта - это не территория. И все же люди борятся и иногда даже умирают в этой борьбе, веря до самого конца, что карта и территория, которую эта карта описывает - это одно и то же.

Наши убеждения - это тоже фильтр, приводящий к тому, что мы действуем определенным образом и не замечаем некоторые вещи за счет других. Изменяя свои фильтры, можно и изменить мир вокруг себя.

Некоторые из основных фильров НЛП часто называют Рамками Поведения. Это образ мыслей о том, как ты действуешь. Первая из них - это ориентирование на результат, а не на проблему. Образ мыслей, строящийся вокруг проблемы, часто называется Рамкой Вины. Это значит детальный анализ того, что было сделано неправильно.

Вторая рамка - это задавать вопрос "Как?" вместо вопроса "Почему?". Вопрос Как? поможет тебе понять структуру проблемы. Вопрос Почему? скорее всего принесет тебе только оправдание и причины, не изменяя ничего.

Третья рамка называется Обратная связь против Неудачи. Такого понятия, как неудача нет - есть только результаты. Эти результаты можно использовать как обратную связь, полезные поправки и великолепную возможность научиться чему-то, что ты до сих пор не замечал. Неудача - это просто способ описать тот результат, который тебе не хотелось достигнуть.

Четвертая рамка строится вокруг рассматривания своих возможностей вместо нужд. Опять же, это всего лишь сдвиг в восприятии. Смотри, что ты можешь сделать, какие возможности находятся перед тобой, вместо того, чтобы концентрироваться на том, что тебе не хватает.

Ну и напоследок, НЛП переняло отношение Любопытства и Восхищения, вместо того, чтобы высказывать Предположения. Знания очень относительны. В конце концов, когда-то каждый знал, что земля плоская, а что-то, что тяжелее воздуха, не может летать. Изменения - это единственная константа.

02:52 

Глазные сигналы доступа/ Eye movement patterns

НЛП говорит о том, что когнитивные процессы, протекающие в нашем мозге, можно прочитать по движениям наших глаз. Если быть совсем точным, об этом говорит не только НЛП, но сейчас речь идет именно о нем.
Так вот, следя во время разговоря за движением глаз человека, можно определить, где он в данный момент в своих мыслях находится: в прошлом, в будущем, в чувствах или, может, он ведет с собой внутренний монолог, если он на секунду замолчал



Картинки, которые я сюда подвесила, объясняют, в общем то, сами себя.

Получается, что если мы рассказываем о чем-то, что произошло с нами, мы обращаемся к нашей визуальной системе восприятия (движение глаз вверх, влево от себя), как бы «цепляем» картинку произошедшего из базы данных (или просто - памяти) глазами и стягиваем ее вниз – в настоящее. То же самое, когда мы рассказываем о чем-то, что касается наших чувств, эмоций, только вгляд уходит при этом вниз, потому что внизу «находятся» наши чувства.

Наша тренер, однако, объяснила, что наши чувства из прошлого и «конструирование» чувств находится не только внизу справа от себя, но и внизу прямо перед собой.

Кроме того, она затронула интересный вопрос определения лжи. Ибо в некоторых книжках (не по НЛП) мне попадалось, что если человек бросает взгляд вверх вправо от себя, он лжет. Понятно, что это нельзя со 100% уверенностью заявлять, но общее правило таково. Наша же тренер объяснила нам, что часто, когда мы рассказываем нечто из нашего прошлого, мы конструируем некоторые моменты, которые мы уже или не помним, или помним неотчетливо. Отсюда и движение глаз иногда вверх влево, потом переход из этого положения вправо, и только потом вниз. Сначала мы ищем картинку в базе данных памяти, не находя ее там – пытаемся сконструировать, чтобы не было пробела в рассказе.

Другое дело, если вам на вопрос «Где ты был, когда я тебе раз двадцать подряд звонила» отвечают, что были у бабушке и помогали ей вскапывать огород, упоенно описывая процесс вскапывания, и при этом глаза то и дело соскакивают вверх вправо от говорящего, то можно почти с уверенностью утверждать, что дело тут не чисто:gigi:

И потом мы всю эту теорию на себе "опробовывали". Нас было 4 человека в группе, и каждого из них мы просили рассказать что-то из их жизни, их отношению к произошедшему и планах на будущее. И теория работала безотказно! :)

UPD:
Ах да, GO-GO girl напомнила мне кое о чем, что я во время написания статьи совсем забыла:) У левшей все эти процессы протекают по другому, по зеркальному, так сказать и, соответственно, при считывании движения глаз у левшей следует помнить, что их, к примеру, картинки из прошлого находтся вверху справа от левши, а центр конструирования зрительных образов, наоборот, вверху слева. И так со всеми другими областями.

00:54 

Выучить/ Разучить/ Переучиться

my_lost_nebula
Forgive me Father for I have sinned
Наш сознательный разум может внимать только очень маленькое количество информации за раз, а именно семь блоков информации плюс/минус два, неважно откуда идет эта информация: из внешней среды или же это наши мысли. Впервые это предположение высказал и обосновал психолог Георг Миллер в 1956 году.

Ты можешь сам это проверить - возьми 12 цифр в любой последовательности и попытайся за одну минуту запомнить как можно больше цифр по порядку.
Размер этих блоков не фиксирован, они могут быть большими или маленькими.

И все же, хотя наше сознательное может воспринимать за раз так мало информации, наше подсознательное замечает и реагирует на намного большее количество информации. Все, что мы выучили, весь наш прошлый опыт, и все, что мы могли бы заметить в данный момент, но не замечаем. Пример к последнему: скользнув по какому-нибудь прохожему взглядом, через минуту мы и не вспомним, какого цвета была на нем куртка/юбка/ рубашка. Но наше подсознательное это заметило.

Понятие сознательного и подсознательного центрально для НЛП, и очень важно для модели, как мы учим(ся) новому. В рамках НЛП, что-то является сознательным, когда оно (сознательно) осознается непосредственно в данный момент. Как например, это предложение, которое ты сейчас читаешь. И напротив, нечто подсознательное (мы это можем также назвать бессознательным) - это то, что мы не осознаем в данный момент. Это может быть шум на заднем фоне, на который ты до сих пор не обращал внимания, пока не прочитал это предложение. А процесс переработки твоей последней еды в ногти и волосы так скорее всего и останется для тебя бессознательным:)

Мы живем в мире, где полагается, что большинство тех вещей, которые мы делаем, мы делаем сознательно. Тем не менее, большее из того, что мы делаем, и зачастую, делаем отлично - протекает в бессознательном. Это может быть все, от вождения машины до открывания входной двери.

Традиционно считается, что любое обучение проходит через четыре стадии.

Первая стадия - это бессознательная некомпетентность. Ты не умеешь что-то, и ты и не знаешь, что ты этого не знаешь. Ни разу не водя машину, ты и не знаешь, какого это.

И вот ты начинаешь учиться. Ты сразу натыкаешься на свои границы. Ты уже посетил несколько уроков вождения, и теперь обращаешь внимание на каждый поворот руля или нажатие педали. Эта стадия, на которой требуется вся твоя концентрация и всё твоё внимание, называется сознательной некомпетентностью. На этой стадии ты учишь больше всего.

И эта стадия ведет тебя к сознательной компетентности. Ты уже можешь водить машину, но не так, чтобы вести машину, разговаривать по телефону и реагировать на вопросы пассажира одновременно. Ты получил новое умение, но ты еще не овладел им в совершенстве.

Ну и напоследок, наступает стадия бессознательной компетентности. Твой сознательный разум ставит цель и предоставляет бессознательному разуму продолжать путь, освобождая тем самым твое внимание для других вещей.

Если ты делаешь что-то определенным образом в течение долгого времени, это переходит именно в ту четвертую стадию и превращается в привычку. На этом этапе умение стало бессознательным. Однако не все привычки хороши для выполнения какой-либо задачи. Возможно, из-за наших фильтров мы упустили какую-то важную информацию на пути к бессознательной компетентности.

Разучивая и переучиваясь

Давайте вспомним какое-нибудь умение, которое ты хорошо выучил, скажем сам. Например, игра в настольный теннис. Ты играешь хорошо, даже очень хорошо, но определенный удар у тебя никак не получается. И вот ты просишь профессионала помочь тебе овладеть этим приемом. И тут выясняется, что хоть ты и хорошо научился играть, ракетку ты с самого начала неправильно держал.

Чтобы заново научиться держать ракетку, и на этот раз правильно, тебе придется пройти через все стадии обучения начиная со второй - сознательной некомпетентности. Таким образом, ты сначала разучишься владеть ракеткой, перед тем как заново научишься владеть ею профессионально.

Единственная причина применения метода разучивания с последующим переучивание заключается в предоставлении новых вариантов и более эффективных стратегий.

Итак

Четыре стадии обучения
1. Бессознательная некомпетентность
2. Сознательная некомпетентность
3. Сознательная компетентность
4. Бессознательная компетентность

Разучивание - это возврат от стадии 4 к стадии 2
Переучивание - обратное движение от стадии 2 к стадии 4 с большим количеством вариантов в руках.

NLP: Here and Now

главная